Законодательная база для ОСМД требует реформирования

Среди основных препятствий, которые возникают на пути к более активному созданию объединений совладельцев многоквартирных домов ОСМД ( ОСББ) в Украине эксперты называют несовершенство законодательства и недостаточную осведомленность украинских граждан.
Об этом заявляли еще весной в столице участники конференции «Общественные инициативы в реформировании жилищной сферы», которая была организована Центром исследований местного самоуправления и Союзом владельцев жилья Киева при поддержке Международного Фонда «Возрождение».

По словам заместителя председателя Союза собственников жилья Украины Михаила Березовчука было отмечено, что по состоянию на март число уже созданных ОСМД в Украине едва достигало 10% всех домов не менее 5 этажей. Однако на сегодняшний день большее количество граждан Украины поверили в целесообразность создания ОСББ. В Министерстве ЖКХ рассчитывают, что к 2014 году в ОСМД будут уже 70% таких домов.
На практике же мешают бесконечные бюрократические моменты в процессе выделения в собственность ОСМД земельных участков, а также в ходе необходимого первого капитального ремонта при участии бывшего владельца дома, приватизации посторонними лицами принадлежащих объединениям вспомогательных помещений. ОСМД пытаются навязать функции поставщика услуг, а в итоге — ответственными за качество этих услуг становятся те, кто их не предоставляет.
Всеми соответствующими изменениями в законодательство об ОСМД занимается рабочая группа в профильном комитете Верховной Рады. Особое внимание уделяется угрозам, которые содержит для ОСМД проект нового Жилищного кодекса Украины, а именно: обязательному лицензированию управляющих имуществом. По словам руководителя Львовского Центра исследований местного самоуправления Владимира Бригилевича, в случае отсутствия сформированного конкурентного рынка коммунальных услуг и неопределенности, по каким квалификационными нормами предоставляются такие лицензии, приведет к возникновении коррупции и «продажи» лицензий руководством ЖЭКов и новоиспеченными управляющими компаниями.
На данный момент проект Жилищного кодекса предоставляет широчайшие полномочия жилищно-коммунальной инспекции, и право доступа в жилые помещения не исключение. В то же время в законопроекте отсутствуют способы обжалования и привлечения к ответственности самих инспекторов.
Для того, чтобы защитить граждан, необходимо, чтобы полномочия органов контроля были ограничены общей деятельностью ОСМД и противодействием аварийных ситуаций, а на инспекцию, а не граждан необходимо возложить обязанности доказывать наличие нарушений в суде.
Также большим минусом для создания ОСМД является неосведомленность. Например, в Киеве уже несколько месяцев ведется деятельность консультационных ресурсных центров, которые созданы в пяти районах столицы, однако активность обращений граждан за помощью пока находится на низком уровне, ведь многим просто неясная суть  ОСМД.
Среди положительных моментов стоит отметить готовность представителей власти  на всех уровнях помогать при создании ОСМД.
Это происходит во многом благодаря тому, что большая часть госслужащих проживают в многоквартирных домах, поэтому сами заинтересованы в поисках путей защиты собственного имущества.
Все жильцы заинтересованы в том, чтобы их оплаченные средства по коммунальным квитанциям расходовались максимально эффективно и экономно.  
Все понимают, что для создания максимально эффективных ОСМД помогут лишь объединенные усилия всех заинтересованных сторон, представленных исполнительной властью, местным самоуправлением, общественными организациями.